Виртуальный юрист - правовая помощь онлайн, юрист

Юридическая помощь онлайн

X
ВХОД
Это полезно знать ▼
Интервью

13 Февраля 2016 г. 18:57

Процедура публичных слушаний должна быть максимально прозрачной

Председатель Совета регионального отделения партии «РОДИНА» в Самарской области, член Регионального Штаба ОНФ, руководитель группы Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса
Более прозрачная процедура проведения публичных слушаний может стать гарантом того, что занятые лесами земельные участки Самарской области не станут предметом коммерческого интереса узкого круга заинтересованных лиц

Новый Градостроительный Кодекс РФ был принят еще в 2004 году, но практику его применения до сих пор нельзя назвать устоявшейся и эффективной. Особенно в части организации и проведения публичных слушаний. Председатель Совета регионального отделения партии «Родина» в Самарской области, член Регионального Штаба ОНФ и руководитель группы Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса в Самарской области Сергей Мирошниченко не раз поднимал эту проблему на региональном уровне.

- Сергей, чем обусловлено столь пристальное внимание к публичным слушаниям, итоги которых носят сугубо рекомендательный характер, а потому являются пусть неизбежной, но во многом формальной процедурой?

- Вот против такого подхода мы как раз и выступаем. Конечно, окончательное решение принимает конкретный руководитель, наделенный соответствующими полномочиями, но игнорировать общественное мнение сегодня совсем не просто и довольно рискованно. Особенно, если оно четко выражено и грамотно документально оформлено. Публичные слушания могут и должны быть реальной формой контроля соблюдения властью интересов рядовых граждан, а не бизнес-структур, зачастую действующих в ущерб общественным интересам и вопреки воле большинства населения.

В Самаре, как и во многих крупных городах России, осталось немного экономически привлекательных мест для строительства. Поэтому жаркую дискуссию вызывают попытки точечной застройки жилых микрорайонов. Жители обеспокоены тем, что высотные дома будут встроены в уже существующую инфраструктуру, вытеснив скверы, детские и спортивные площадки на и без того густонаселенной территории. Периодически, но очень настойчиво некоторые застройщики предпринимают шаги по освоению рекреационных территорий, зеленых зон города, где затраты на строительство сравнительно невелики, а квадратные метры могут стоить очень дорого.

- Но ведь строительство в лесопарковой зоне запрещено…

- Именно поэтому строительным компаниям так необходимо добиться смены зонирования городской территории, внесения изменений в городские Правила землепользования и застройки. Но эта процедура, согласно Градостроительному Кодексу РФ, требует проведения публичных слушаний. Их итоги, хотя и носят рекомендательный характер, могут служить дополнительным препятствием для застройщиков «зайти» на рекреационные земли.

- Могут служить или реально служат?

- К сожалению, процедура проведения общественных слушаний в Самаре была прописана таким образом, что позволяла небольшой группе заинтересованных лиц решать вопросы, являющиеся стратегически важными для экологии всего города. В частности, при обсуждении вопроса о переводе участка во втором квартале пригородного лесничества в Студеном овраге областного центра из рекреационной и особо охраняемой зоны в жилую, решение было одобрено перевесом всего в 4 голоса. Таким образом, 140 человек практически решили вопрос о вырубке вековых дубов на участке площадью в 2,5 гектара, который сегодня является «зеленым щитом» полуторамиллионного города Самара.

- То есть результаты общественных слушаний нельзя считать объективными?

- В ранее сложившейся практике – нет. Итоговым, ключевым моментом слушаний было голосование и простой подсчет: сколько участников проголосовало за строительство нового объекта, а сколько против. Зачастую при этом свою позицию не нужно было даже аргументировать, просто проголосовать. Большинство голосов и решало вопрос. Этот, казалось бы, вполне демократичный, но несколько формализованный подход приводил к тому, что заинтересованные в новом строительстве структуры просто подвозили автобусами ангажированных жителей, небескорыстно готовых проголосовать «правильно». Причем подвозили в таких количествах, что зал не мог вместить всех желающих. Исход таких слушаний был заранее предрешен.

Сравнительно недавно Дума городского округа Самара, учитывая высказанные предложения, внесла ряд важных поправок и дополнений в Положение о публичных слушаниях, что значительно повысило их объективность. Теперь фиксируется и учитывается мнение каждого участника слушаний, пожелавшего высказать свою аргументированную (что особенно важно) позицию. Теперь стало сложно переломить ситуацию простым, нахрапистым большинством.

Правда, возникла другая проблема – недостаточная информированность населения и, как следствие, низкая его активность и явка. Если раньше строительные компании, инвесторы и другие заинтересованные лица, включенные в процесс, создавали общественное напряжение и провоцировали ажиотаж вокруг публичных слушаний, то теперь они проходят тихо и незаметно. Настолько незаметно, что, например, на публичные слушания по реконструкции единственного в регионе Самарского государственного Цирка никто не пришел… Пассивность населения, обусловленная недостаточной информированностью и мотивированностью, также создает почву для манипуляций общественным мнением и различных злоупотреблений.

- Словом, проблемы остались… И что же вы предлагаете для их решения?

- Мы предлагаем создать в регионе единый информационно-интерактивный портал, смоделированный по аналогии с официальным сайтом Единой информационной системы в сфере закупок, и содержащий полный реестр публичных слушаний. Не только предстоящих, но и прошедших, причем с подробным отчетом обо всех выступлениях и высказанных мнениях. Это поможет решить проблему заблаговременного оповещения и персонифицированного участия граждан в публичных дискуссиях, сделает их более прозрачными и минимизирует явления подкупа и появления подставных лиц, которые сегодня все еще имеют место. Районным депутатам и общественным советам нужно активнее информировать население о предстоящих публичных слушаниях с помощью малозатратных средств коммуникации. Например, размещать на придомовых и внутри подъездных информационных стендах планы предстоящих слушаний, отчеты об их проведении и принятых решениях, использовать коммуникационные возможности управляющих компаний, ТСЖ, старших по дому и по подъезду. Считаем целесообразным тотальную рассылку кратких пресс-релизов (объявлений, анонсов) о предстоящих слушаниях в городские и региональные СМИ – эта актуальная для широкой аудитории информация может быть опубликована ими на безвозмездной основе.

Более прозрачная процедура проведения публичных слушаний может стать гарантом того, что земельные участки, занятые лесами в границах того или иного населенного пункта региона, не станут предметом коммерческого интереса узкого круга заинтересованных лиц.

Денис Князев

Комментариев: 0
Материалы по теме
01 Января 1970 г.
01 Января 1970 г.
Вопросы юристам по теме
ЕВА, Новомосковск
ответов: 1
Обращение в Конституционный Суд РФ
Вопросы на сайте
Статьи на сайте
Интервью на сайте
Новости на сайте
▲ Наверх
X

Логин

Пароль

Юридическая помощь
Напишите свой вопрос здесь
Задать вопрос юристам
Задать вопрос