Виртуальный юрист - правовая помощь онлайн, юрист

Юридическая консультация онлайн

Войти
Статьи

Как избежать навязанных услуг при страховании

Как избежать навязанных услуг при страховании
Сговор страховщиков, навязывающих свои услуги, можно преодолеть

Нередко страховые компании навязывают услуги своим клиентам. Это было бы не страшно, если можно было бы просто обратиться в другую страховую компанию. Однако иногда можно наблюдать некий сговор страховщиков, у которых, к примеру, вдруг не оказывается в наличии бланков для оформления страховки ОСАГО. Но при этом если клиент соглашается дополнительно застраховать свою жизнь, имущество, здоровье и т.п., то такие бланки внезапно появляются.

Важно знать, что навязывание услуг законом не допускается!

Итак, как действовать, если Вы пришли в страховую компанию заключить договор ОСАГО, а Вам отказывают?

1. «Мирный» путь.

Напомните страховщику, что договор страхования является публичным, и что страховщик не имеет права отказать Вам в оформлении договора страхования. Этот договор должен заключаться с любым обратившимся человеком. Более того, закон «О защите прав потребителей» прямо запрещает обуславливать продажу одних товаром (работ, услуг) приобретением других товаров (работ, услуг). Подайте страховщику письменное заявление с требованием заключить договор страхования. Заявление напишите в двух экземплярах – один отдайте страховщику, второй с отметкой страховщика о приеме Вашего заявления, оставьте себе – это доказательство Вашего обращения.

Гражданским кодексом РФ (статья 445 ГК РФ) установлен 30-дневный срок, в течение которого страховая компания обязана заключить договор ОСАГО с обратившимся человеком. Кроме личного вручения заявления-оферты на заключение договора страхования можно действовать иначе – такое заявление направить по почте. В этом случае 30-дневный срок будет исчисляться с момента получения страховщиком Вашего заявления.

2. «Условно конфликтный» способ.

Используйте при общении со страховщиком диктофон или видеокамеру. Достаточно даже просто вести запись с помощь мобильного телефона. Конечно, это будет очень раздражать страховщиков, но в тоже время – дисциплинировать. Это особенно полезно применять именно в том случае, если Вам точно известно, что Вам будут навязывать дополнительные страховые услуги. Если свидетелем нарушения Ваших прав стали другие люди, постарайтесь получить их контактные данные – свидетельские показания могут Вам очень пригодиться.

3. Если Вам всё же навязали дополнительные услуги при страховании, либо Вам вообще отказались оформлять страховку, то Вы имеете право обратиться с жалобой в различные органы: Роспотребнадзор, ФАС, Центробанк России, полицию, прокуратуру.

Как показывает практика, обращение в Прокуратуру, ФАС и ЦБ – наиболее эффективно. К заявлению можно приложить аудио- и видеозаписи, указать контактные данные свидетелей.

В течение 30 дней на Ваше обращение должен быть дан ответ, причем в письменной форме.

К сожалению, не все люди, чьи права нарушаются, готовы бороться с произволом, в том числе страховщиков, однако если страховщик действительно нарушает закон, а Вы просто проигнорируете это и согласитесь с этим, то такая практика нарушения прав граждан будет продолжать и дальше. Поэтому Ваши сообщения о нарушении закона, жалобы в уполномоченные органы в целом будут способствовать наведению правопорядка.

Стоит заметить, что некоторые особо активные граждане даже обращаются в суд. Обычно это происходит в том случае, если речь идет о достаточно больших суммах денежных средств, которые обманутый клиент не хочет «дарить» не понятно кому и не понятно за что.

В качестве примера можно привести историю одного бизнесмена, занимающегося частными перевозками. При оформлении кредита на покупку автобуса он был вынужден оформить дополнительную страховку. Ему были навязаны страховые услуги. Однако при этом в самом договоре было указано, что в случае досрочного погашения кредита, он имел право на расторжение договоров страхования, перерасчет и возврат оставшейся суммы гарантийного взноса.

Досрочно рассчитавшись по кредиту, заемщик надеялся мирно получить возврат суммы страхового взноса, однако банк, с которым у него был заключен договор, так и не исполнил свои обязательства по договору и деньги не вернул. Но справедливость всё-таки восторжествовала в суде. Суд не только присудил взыскать в пользу гражданина часть страхового взноса в размере 120 тысяч рублей, а также неустойку за просрочку исполнения требований клиента в размере суммы долга, но ещё и штраф за нарушение прав потребителя в размере 120 тысяч рублей, компенсацию морального вреда и судебные расходы по оплате услуг представителя.

«Козырем» при рассмотрении подобных дел является наличие в договоре страхования условия о том, что часть уплаченной страховой премии должна быть возвращена клиенту в случае досрочного погашения кредита. Если этого условия в договоре нет, то в силу положения Гражданского кодекса РФ (п.3. ст. 958 ГК РФ) возврат уплаченной страховой премии не осуществляется.

Поэтому если Вам навязывают страховку при кредитовании, то предложите чётко прописать в договоре, что часть страховой премии возвращается при досрочном погашении кредита. В таком случае Вам удастся избежать навязанных услуг по страхованию либо позволит на будущее (на случай возникновения спора) обеспечить себе возможность отстоять свои права.

Более того, важно напомнить, что в декабре 2015 года Центробанк РФ установил минимальный срок, в течение которого клиент вправе отказаться от добровольного страхования – так называемый «период охлаждения». Сразу важно сказать – что после регистрации этого Указания ЦБ страховщикам дается 90 дней на приведение своей деятельности в соответствие с ним.

Согласно Указанию ЦБ РФ «период охлаждения» не должен быть менее 5 дней – страховщики на своё усмотрение могут установить и больший срок, что более выгодно и клиентам, но вот меньше нельзя никак. Однако в форму закона такой «период охлаждения» федеральный законодатель еще не прописал.

Но даже 5 дней «периода охлаждения» - это уже большой шаг на пути борьбы с навязыванием страховых услуг. Другое дело, что не все об этом знают. Поэтому даже если Вы вдруг согласитесь на навязанные услуги и заключите какой-нибудь договор добровольного страхования (жизни, от несчастного случая и др.) в «нагрузку» к ОСАГО или кредитному договору, то у Вас будет как минимум 5 дней на то, чтобы от него отказаться.

Елена Могилевская - юрист

автор статьи - юрист

Елена Могилевская

Рейтинг: рейтинг юриста на сайте 'Виртуал-юрист'

Отзывов: +413/-1

Контакты юриста ►
Комментариев: 0
Вопросы на сайте
Статьи на сайте
Интервью на сайте
Новости на сайте
▲ Наверх
Поиск по сайту
X