СТАТЬИ
поделиться
17 Февраля 2016 г.

Как избежать навязанных услуг при страховании

Нередко страховые компании навязывают услуги своим клиентам. Это было бы не страшно, если можно было бы просто обратиться в другую страховую компанию. Однако иногда можно наблюдать некий сговор страховщиков, у которых, к примеру, вдруг не оказывается в наличии бланков для оформления страховки ОСАГО. Но при этом если клиент соглашается дополнительно застраховать свою жизнь, имущество, здоровье и т.п., то такие бланки внезапно появляются.

Важно знать, что навязывание услуг законом не допускается!

Итак, как действовать, если Вы пришли в страховую компанию заключить договор ОСАГО, а Вам отказывают?

1. «Мирный» путь.

Напомните страховщику, что договор страхования является публичным, и что страховщик не имеет права отказать Вам в оформлении договора страхования. Этот договор должен заключаться с любым обратившимся человеком. Более того, закон «О защите прав потребителей» прямо запрещает обуславливать продажу одних товаром (работ, услуг) приобретением других товаров (работ, услуг). Подайте страховщику письменное заявление с требованием заключить договор страхования. Заявление напишите в двух экземплярах – один отдайте страховщику, второй с отметкой страховщика о приеме Вашего заявления, оставьте себе – это доказательство Вашего обращения.

Гражданским кодексом РФ (статья 445 ГК РФ) установлен 30-дневный срок, в течение которого страховая компания обязана заключить договор ОСАГО с обратившимся человеком. Кроме личного вручения заявления-оферты на заключение договора страхования можно действовать иначе – такое заявление направить по почте. В этом случае 30-дневный срок будет исчисляться с момента получения страховщиком Вашего заявления.

2. «Условно конфликтный» способ.

Используйте при общении со страховщиком диктофон или видеокамеру. Достаточно даже просто вести запись с помощь мобильного телефона. Конечно, это будет очень раздражать страховщиков, но в тоже время – дисциплинировать. Это особенно полезно применять именно в том случае, если Вам точно известно, что Вам будут навязывать дополнительные страховые услуги. Если свидетелем нарушения Ваших прав стали другие люди, постарайтесь получить их контактные данные – свидетельские показания могут Вам очень пригодиться.

3. Если Вам всё же навязали дополнительные услуги при страховании, либо Вам вообще отказались оформлять страховку, то Вы имеете право обратиться с жалобой в различные органы: Роспотребнадзор, ФАС, Центробанк России, полицию, прокуратуру.

Как показывает практика, обращение в Прокуратуру, ФАС и ЦБ – наиболее эффективно. К заявлению можно приложить аудио- и видеозаписи, указать контактные данные свидетелей.

В течение 30 дней на Ваше обращение должен быть дан ответ, причем в письменной форме.

К сожалению, не все люди, чьи права нарушаются, готовы бороться с произволом, в том числе страховщиков, однако если страховщик действительно нарушает закон, а Вы просто проигнорируете это и согласитесь с этим, то такая практика нарушения прав граждан будет продолжать и дальше. Поэтому Ваши сообщения о нарушении закона, жалобы в уполномоченные органы в целом будут способствовать наведению правопорядка.

Стоит заметить, что некоторые особо активные граждане даже обращаются в суд. Обычно это происходит в том случае, если речь идет о достаточно больших суммах денежных средств, которые обманутый клиент не хочет «дарить» не понятно кому и не понятно за что.

В качестве примера можно привести историю одного бизнесмена, занимающегося частными перевозками. При оформлении кредита на покупку автобуса он был вынужден оформить дополнительную страховку. Ему были навязаны страховые услуги. Однако при этом в самом договоре было указано, что в случае досрочного погашения кредита, он имел право на расторжение договоров страхования, перерасчет и возврат оставшейся суммы гарантийного взноса.

Досрочно рассчитавшись по кредиту, заемщик надеялся мирно получить возврат суммы страхового взноса, однако банк, с которым у него был заключен договор, так и не исполнил свои обязательства по договору и деньги не вернул. Но справедливость всё-таки восторжествовала в суде. Суд не только присудил взыскать в пользу гражданина часть страхового взноса в размере 120 тысяч рублей, а также неустойку за просрочку исполнения требований клиента в размере суммы долга, но ещё и штраф за нарушение прав потребителя в размере 120 тысяч рублей, компенсацию морального вреда и судебные расходы по оплате услуг представителя.

«Козырем» при рассмотрении подобных дел является наличие в договоре страхования условия о том, что часть уплаченной страховой премии должна быть возвращена клиенту в случае досрочного погашения кредита. Если этого условия в договоре нет, то в силу положения Гражданского кодекса РФ (п.3. ст. 958 ГК РФ) возврат уплаченной страховой премии не осуществляется.

Поэтому если Вам навязывают страховку при кредитовании, то предложите чётко прописать в договоре, что часть страховой премии возвращается при досрочном погашении кредита. В таком случае Вам удастся избежать навязанных услуг по страхованию либо позволит на будущее (на случай возникновения спора) обеспечить себе возможность отстоять свои права.

Более того, важно напомнить, что в декабре 2015 года Центробанк РФ установил минимальный срок, в течение которого клиент вправе отказаться от добровольного страхования – так называемый «период охлаждения». Сразу важно сказать – что после регистрации этого Указания ЦБ страховщикам дается 90 дней на приведение своей деятельности в соответствие с ним.

Согласно Указанию ЦБ РФ «период охлаждения» не должен быть менее 5 дней – страховщики на своё усмотрение могут установить и больший срок, что более выгодно и клиентам, но вот меньше нельзя никак. Однако в форму закона такой «период охлаждения» федеральный законодатель еще не прописал.

Но даже 5 дней «периода охлаждения» - это уже большой шаг на пути борьбы с навязыванием страховых услуг. Другое дело, что не все об этом знают. Поэтому даже если Вы вдруг согласитесь на навязанные услуги и заключите какой-нибудь договор добровольного страхования (жизни, от несчастного случая и др.) в «нагрузку» к ОСАГО или кредитному договору, то у Вас будет как минимум 5 дней на то, чтобы от него отказаться.

поделиться
КОММЕНТАРИЕВ: 0
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
НОВОСТИ
Верховный суд допустил изъятие единственного жилья должника

Законом не исключается возможность лишения должника единственного жилья, не обремененного ипотекой, - следует из позиции ВС РФ

Налоговики будут выявлять случаи сдачи в аренду жилья без договора

В регионах пройдут рейды по выявлению неплательщиков налогов на доход от сдачи квартир и комнат

Уполномоченные по правам ребенка смогут защищать права детей в суде

Президент хочет предоставить уполномоченным по правам ребенка новые права

СТАТЬИ
Внеурочные занятия – право или обязанность школьника?

Минпросвещения России настаивает что ученики обязаны посещать внеурочные занятия – семинары, факультативы и т.п.

Как соблюсти новые законные процедуры при строительстве дачного дома

У дачников и садоводов появились новые обязанности перед постройкой дома и после окончания строительства. Как действовать по закону – узнайте в статье

Можно ли работать без онлайн-кассы, Или кто должен пробивать чек по агентскому договору при расчетах с покупателями – агент или принципал?

Как работать без онлайн-кассы при расчетах с покупателями (заказчиками, клиентами) по агентскому договору

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Вопросы юристам
Интервью
Татьяна Никанорова - личное мнение - Онлайн-кассы и онлайн-бизнес – какие подводные камни ждут предпринимателей в  2017 году

Татьяна Никанорова

Генеральный директор консалтингового центра «Профдело» (Москва)
Онлайн-кассы и онлайн-бизнес – какие подводные камни ждут предпринимателей в 2017 году
Последние статьи
Обследовать на туберкулез могут принудительно?
22 Ноября 2018 г.

Как изменились права и обязанности лиц с подозрением на туберкулез после принятия нового закона

Почему Пенсионный Фонд отказывает в досрочной пенсии жителям чернобыльской зоны?
16 Ноября 2018 г.

В Тульской области для жителей "чернобыльской" зоны замаячила перспектива остаться без льготной пенсии: в чем причина и что делать? – разбиралась юрист Елена Могилевская

Срок оказания бесплатной медицинской помощи – памятка для пациентов
08 Октября 2018 г.

Минздрав указал предельные сроки ожидания медпомощи, а также разъяснил, за что пациенты не должны платить

Внеурочные занятия – право или обязанность школьника?
18 Сентября 2018 г.

Минпросвещения России настаивает что ученики обязаны посещать внеурочные занятия – семинары, факультативы и т.п.

Переводы денег с карты на карту – надо ли платить налог?
11 Сентября 2018 г.

В каком случае с суммы перевода на карту надо заплатить налог, а в каком не надо: что говорит закон

Как соблюсти новые законные процедуры при строительстве дачного дома
21 Августа 2018 г.

У дачников и садоводов появились новые обязанности перед постройкой дома и после окончания строительства. Как действовать по закону – узнайте в статье

Новости регионов
В Тульской области появятся новые суды
24 Августа 2018 г.
В Тульской области появятся новые суды

Некоторые городские и районные суды объединят в межрайонные

Штраф за борщевик Сосновского на участках в Московской области составит до 1 млн. рублей
23 Августа 2018 г.
Штраф за борщевик Сосновского на участках в Московской области составит до 1 млн. рублей

Правообладателей земельных участков накажут рублем за борщевик и заставят с ним бороться

Прожиточный минимум в Тульской области за 2 квартал 2018 года увеличился
21 Августа 2018 г.
Прожиточный минимум в Тульской области за 2 квартал 2018 года увеличился

Установлена величина прожиточного минимума для разных социально-демографических групп

Незарегистрированных предпринимателей налоговая выявляет через соцсети
14 Мая 2018 г.
Незарегистрированных предпринимателей налоговая выявляет через соцсети

Налоговики Тверской области выявили граждан, оказывающих услуги в интернете через соцсети ВКонтакте и Инстаграм

Аналитика судебной практики