Виртуальный юрист - правовая помощь онлайн, юрист

Юридическая консультация онлайн

Войти
Статьи

Возврат авиабилетов: вынужденный или добровольный отказ от авиаперелёта

Возврат авиабилетов: вынужденный или добровольный отказ от авиаперелёта
Как вернуть деньги за авиабилет при отказе от полета?

В России авиакомпании устанавливают различные тарифы, соответственно при отказе от перелёта действуют различные правила по возврату билетов: порою при отказе от перелёта авиакомпания вправе удерживать значительную часть стоимости авиабилетов.

Стоимость авиаперелёта складывается из нескольких сумм – собственно самого тарифа (сумма за воздушную перевозку), сборов, страховок и т.п.

Подлежащая возврату сумма при отказе от перелёта также различается и в зависимости от причины отказа – т.е. имеет значение – вынужденный ли это отказ (например, травма, болезнь и др.) или добровольный (просто – изменились планы и т.п.).

Если производиться вынужденный отказ от авиаперелёта, то клиенту возвращается вся уплаченная при покупке билета сумма.

Если клиент осуществляет добровольный отказ, то возвращается только часть денежных средств. Это связано с тем, что с подлещей к возврату суммы вычитаются различные сборы и тарифы за оформление возврата билета.

При этом ст. 108 Воздушного кодекса устанавливает порядок реализации клиентом (пассажиром) права на прекращение по его инициативе действия договора воздушной перевозки пассажира:

Пассажир имеет право отказаться от полёта с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определён льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полёта позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.

Вопрос о возврате авиабилета также регулируется Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (утв. приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N 82) (далее по тексту – ФАП)

Согласно п. 227 ФАП вынужденный отказ пассажира от перевозки - отказ в случае внезапной болезни пассажира, либо болезни или смерти члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами. К вынужденному отказу также относятся и другие случаи:

- отмены или задержки рейса, указанного в билете;

- изменения перевозчиком маршрута перевозки;

- выполнения рейса не по расписанию;

- несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;

- несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещённых к перевозке веществ и предметов;

- необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;

- непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;

- неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом.

Кроме того, перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях.

В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдаёт пассажиру документ, подтверждающий указанные выше обстоятельства.

Отказ пассажира от перевозки в случаях, не предусмотренных в пункте 227 ФАП признается добровольным отказом от перевозки.

В соответствии с п.235 ФАП в случае вынужденного отказа пассажира от перевозки или части перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку. Если перевозка пассажира была выполнена частично, и пассажир принял выполненную часть перевозки, то пассажиру возвращается сумма за невыполненную часть перевозки. Причём причина вынужденного отказа может быт как связана с нарушением сроков перевозки, так и не связана – например, по причине внезапной болезни пассажира.

При этом указание на ограничение срока для уведомления о вынужденном отказе от перелёта отсутствует. В то время как срок для добровольного отказа установлен и Воздушным кодексом РФ и п. 236 ФАП:

В случае добровольного отказа пассажира от перевозки с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до начала перевозки - возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, либо возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки, если перевозка была выполнена частично.

Если пассажир уведомил перевозчика о добровольном отказе от перевозки менее чем за 24 часа до начала перевозки с пассажира удерживается сумма, в размере не более двадцати пяти процентов от суммы, уплаченной за всю перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, либо от суммы, уплаченной за невыполненную часть перевозки, если перевозка была выполнена частично

Если прекращение договора воздушной перевозки пассажира произошло по инициативе перевозчика, то возврату подлежит вся уплаченная за перевозку сумма (т.е. вся стоимость билета) за исключением случая, предусмотренного пунктом 238 ФАП.

В соответствии с п. 238 ФАП если пассажир нарушил правила поведения на борту воздушного судна, что создало угрозу безопасности полёта воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также не выполнял распоряжения командира воздушного судна, то при прекращении договора воздушной перевозки по инициативе перевозчика уплаченная за воздушную перевозку сумма пассажиру не возвращается.

Таким образом, пассажир в случае вынужденного отказа от авиаперелёта имеет право на возврат полной стоимости авиабилета, либо его части, если часть перелёта совершена. Однако при добровольном отказе от перелёта ситуация иная:

Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (утв. приказом Минтранса РФ от 25 сентября 2008 г. N 155) предусматривают любые вычеты, перерасчёты и удержания уплаченной пассажиром провозной платы только в случае прекращения действия договора воздушной перевозки в связи с добровольным отказом пассажира от перевозки. Однако размер этих вычетов должен быть, согласно ст. 108 Воздушного кодекса РФ не более 25 % от уплаченной за воздушную перевозку суммы при отказе от перевозки менее чем за 24 часа. Если же добровольный отказ произошёл за 24 часа и более – то Воздушным кодексом РФ не предусмотрено удержание стоимости билета при отказе от перевозки.

Судебная практика по искам о взыскании с перевозчика денежных сумм и компенсации морального вреда при отказе пассажира от полёта – на стороне пассажира, который всё-таки имеет право отказаться от полёта и вернуть деньги за билет. Поэтому если Ваше право нарушено – Вы можете обратиться в суд за восстановлением нарушенного права – с иском о возврате уплаченной перевозчику за воздушную перевозку суммы по причине отказа от полёта в пределах установленного срока (или соответственно – позднее установленного срока). Следует помнить, что суды признают незаконным отказ перевозчика вернуть стоимость авиабилета при заблаговременном отказе от полёта, поэтому стоит сохранять доказательства своевременного обращения к перевозчику с отказом от полёта и всю переписку по этому вопросу.

Елена Могилевская - юрист

автор статьи - юрист

Елена Могилевская

Рейтинг: рейтинг юриста на сайте 'Виртуал-юрист'

Отзывов: +413/-1

Контакты юриста ►
Комментариев: 0
Вопросы на сайте
Статьи на сайте
Интервью на сайте
Новости на сайте
▲ Наверх
Поиск по сайту
X