Виртуальный юрист - правовая помощь онлайн, юрист

Юридическая консультация онлайн

Войти
Статьи

Вот такой ширины, вот такой глубины… О ямах на дорогах

Вот такой ширины, вот такой глубины… О ямах на дорогах
Какого размера разрешены ямы на дорогах, и что делать, если из-за них произошло ДТП

Ямы на российских дорогах – вечная проблема. Когда она решится и решится ли вообще – никому не известно. Но все ли знают, что ямы на дорогах бывают «правильные», а бывают и «неправильные»? «Правильные» ямы - это те, размеры которых не больше, чем позволяют нормативы. Откуда берутся такие нормативы? Можно предположить, что их устанавливают из соображений безопасности – раз в пределах нормы, значит, не могут привести к аварии на дороге и способствовать поломке автомобилей. Но так ли это? Хотя, ответ на этот вопрос не столь важен.

Гораздо важнее знать, какие же ямы «неправильные» - т.е. какие размеры выбоин в дорожном полотне считаются слишком большими, создающими аварийную ситуацию. Почему это важно знать автовладельцу? Потому что это имеет значение, когда случилось ДТП по причине наличия ямы на дороге.

На различных сайтах в сети «Интернет» полно информации о якобы новых нормативах, которые прежние ямы и за ямы-то не считают. На самом деле эта информация не верная.

В настоящее время продолжает действовать ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утвержденный Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221). Этим ГОСТом руководствуются суды. И даже Верховный суд РФ при вынесении решений указывает, что такие нормативы действуют, отмечая, что они являются обязательными и должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

Согласно ГОСТУ Р 50597-93 выбоины в дорожном полотне, просадки и т.п. по-прежнему должны вписывать в следующие границы:

- 15 см - по длине,

- 60 см - по ширине

- 5 см - по глубине.

Обратите внимание на значения показателей длины и ширины. Именно так, но не наоборот. Длина – это значение вдоль дорожного полотна, ширина – поперек.

Кроме того, крышки люков колодцев не должны выступать относительно уровня покрытия более чем на 2 см.

Если вдруг причиной ДТП стало плохое состояние дороги, то владелец автомобиля или любого другого транспортного средства вправе возместить причиненный ему ущерб. Более того, из-за ямы могут не только машины ломаться, бывает, что яма становится причиной травмы человека – шёл, споткнулся, упал, сломал руку или ногу – кто будет отвечать?

А ответ на вопрос, кто будет отвечать, только один: тот, кто по закону обязан содержать дороге в надлежащем состоянии. Изначально вся ответственность лежит на администрации города. Но, как правило, администрация передает обязанность содержать дороги муниципальным учреждениям, заключает контракты на выполнение работ по ремонту дорожного полотна.

Что делать, если именно из-за ямы на дороге произошло ДТП?

Действовать, но с учетом некоторых нюансов:

1. Вызовите ГИБДД. В схеме ДТП надо обязательно точно отразить не только расположение автомобиля и полученные повреждения, но и размеры ямы, отсутствие дорожных знаков и ограждений. Кроме того, обязательно потребуйте от прибывшего на место ДТП инспектора составить акт выявленных недостатков в содержании дорог. В этом акте он должен указать все выявленные нарушения, в т.ч. размеры ям. В своем объяснении опишите, как произошло ДТП. Перед подписанием любых документов обязательно внимательно читайте их. Если что-то отражено не полностью – требуйте дополнения или вписывайте дополнения сами, но не отказывайтесь от подписи!

2. Не надо перемещать автомобиль, пока все обстоятельства ДТП не зафиксированы. Сфотографируйте обстановку вокруг: нужны доказательства, по которым понятно, где произошло ДТП. Сделайте фотографию своего автомобиля в привязке к яме, из-за которой произошло ДТП. После этого в разных ракурсах сделайте фотографии ямы в масштабе её размеров (ширина, длина и глубина) с помощью линейки. Если линейки нет, то с помощью предметов, по размеру которых можно будет сделать вывод о размерах ямы и установить эти обстоятельства в суде. И, конечно, не забудьте сфотографировать повреждения собственного автомобиля.

3. Если явных повреждений нет, то Вам кажется, что «что-то не так», то срочно отправляйтесь на станцию техобслуживания (желательно в авторизованную), где зафиксируйте все скрытые повреждения.

4. Найдите свидетелей ДТП и обязательно запищите их данные! Показания свидетелей могут помочь в суде. Если есть возможность, позвоните своим близким, чтобы они приехали на место ДТП и своими глазами увидели произошедшее – впоследствии они показания могут оказаться полезными в суде.

И помните, даже если из-за ямы на дороге повредился только Ваш автомобиль, т.е. нет никаких других участников ДТП – это, по сути, всё-таки считается ДТП. Поэтому указанная выше схема действий относится ко всем.

У кого авто застраховано по КАСКО, то за получением страхового возмещения надо обратиться в страховую компанию. Тем, у кого страховки КАСКО нет, скорее всего, придется отстаивать свои интересы в суде – случаи добровольного возмещения ущерба виновными в ужасном состоянии дорог организациями весьма редки.

Чтобы попробовать обойтись без суда, обратитесь к независимому эксперту для оценки причиненного ущерба. Пригласите на экспертизу представителя виновной организации, направив посредством направления телеграммы. В телеграмме надо указать место и время проведения экспертизы. Копию телеграммы и квитанцию о её оплате сохраните (пригодится в суде). После получения отчета эксперта направьте претензию в адрес виновника с требованием возместить причинённый ущерб. К претензии приложите копии всех документов (протокол, справки, отчёт независимого эксперта и т.д.). Если в течение месяца с момента получения адресатов Вашей претензии Вы так и не получили ответа, либо если Вы получили отказ в возмещении ущерба в добровольном порядке, можно обращаться в суд.

Вручить адресату претензию необходимо либо лично его представителю под роспись на Вашем (втором) экземпляре претензии, либо направить весь пакет – претензию с приложениями – по почте ценным письмом с описью вложения.

На самом деле судебная практика по таким вопросам имеется немаленькая – суд занимает сторону пострадавшего в ДТП из-за дорожных ям владельца автомобиля. Но суд выносит решение только на основании представленных доказательств. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы доказательств было достаточно!

Рекомендуем подробнее ознакомиться с нормативами ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Прочитав этот документ, Вы получите более полное представление о том, какие в России должны быть дороги, какие допускаются дефекты на них.

В помощь Вам и Постановление Верховного суда № 306-АД14-7341 от 30 марта 2015 года, в котором суд указывает, какими нормами он руководствуется при вынесении решения.

И последнее – удачи Вам и терпения в деле борьбы за свои права и законные интересы!

Елена Могилевская - юрист

автор статьи - юрист

Елена Могилевская

Рейтинг: рейтинг юриста на сайте 'Виртуал-юрист'

Отзывов: +413/-1

Контакты юриста ►
Комментариев: 3

Хорошая статья, информативная. Войны с дорожниками идут по всей России. Это вечная проблема многих автомобилистов. Спасибо автору за разьяснения.

Да, полностью согласна! Хорошо, что есть небезразличные автолюбители, которые борются за то, чтобы дороги были в надлежащем состоянии. К сожалению, у нас за соблюдение прав и исполнение обязанностей надо бороться! Просто так это бывает редко... Полезная статья.

Проблема ям вечная. Уже не верится что её кто-то в россии решит

Вопросы на сайте
Статьи на сайте
Интервью на сайте
Новости на сайте
▲ Наверх
Поиск по сайту
X