Виртуальный юрист - правовая помощь онлайн, юрист

Юридическая консультация онлайн

Войти
Статьи

Отказавшийся от мандата кандидат в депутаты не может повторно его получить

Отказавшийся от мандата кандидат в депутаты не может повторно его получить
Конституционный суд указал на недопустимость передачи вакантного депутатского мандата лицу, ранее получившему мандат, а затем добровольно прекратившему исполнение депутатских полномочий досрочно

Законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" устанавливается возможность зарегистрированного и допущенного к распределению мандата кандидата в депутаты Государственной Думы участвовать в замещении (получении) депутатских мандатов не более двух раз.

При досрочном прекращении полномочий депутатов вакантный депутатский мандат распределяется с учетом очередности расположения зарегистрированных кандидатов в федеральном списке кандидатов.

Принимая решение по кандидатуре для замещения вакантного мандата депутата партия обязана указывать на обстоятельства, в связи с которыми было принято решение об отступлении от очередности расположения зарегистрированных кандидатов в списке кандидатов, что может в последующем быть проверено по существу в судебном порядке (с целью недопущения неравенства и произвола при распределения вакантного мандата).

КС РФ рассмотрел дело о проверке конституционности ряда положений пунктов 17 и 18 статьи 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и частей 3 и 4 статьи 89 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.В. Гончарова.

По данному делу принято Постановление Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2014 г. N 33-П, представляющее большой интерес для кандидатов, желающих получить мандат депутата, а также политически активных избирателей и, конечно, политических партий.

Закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусматривает, что зарегистрированный кандидат, включенный в федеральный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, вправе участвовать в замещении (получении) депутатских мандатов не более двух раз (часть 3 статьи 89), а также устанавливает, что к основаниям исключения зарегистрированного кандидата из федерального списка относится реализация им указанного права (пункт 4 части 4 статьи 89).

Право зарегистрированного кандидата участвовать в замещении (получении) депутатского мандата, как оно сформулировано в ныне действующем избирательном законодательстве, не обусловлено какими-либо специальными требованиями, кроме одного, прямо оговоренного в законе, - реализовать данное право не более двух раз.

Причем получение мандата кандидатом не влечет его исключения из федерального списка кандидатов. Именно это обстоятельство и послужило поводом для обращения в Конституционный суд заявителя.

Конституционный суд признал не соответствующим Конституции такое положение, которое допускает повторную передачу депутатского мандата лицу, ранее от него добровольно досрочно отказавшемуся.

Конституционный суд посчитал, что если гражданин уже реализовал свое право на замещение (получение) депутатского мандата, то повторное получение этого мандата уже не связано (не обусловлено) волеизъявлением избирателей. Кроме того, после отказа от полученного мандата, гражданин может занимать должность в органе исполнительной власти, а значит, он уже не может считаться полностью нейтральным во взаимоотношениях парламента и исполнительной власти, что объективно снижает его самостоятельность и независимость как народного представителя. Чередование должностей в Госдуме и органе исполнительной власти, по мнению КС РФ, недопустимо.

КС РФ пришел к выводу, что получив депутатский мандат и реализовав в полном объеме свое пассивное избирательное право, гражданин не вправе рассчитывать на участие по итогам состоявшихся выборов в замещении депутатского мандата вновь, поскольку самой природой института выборов предопределяется возможность для гражданина, в пользу которого было подано необходимое число голосов избирателей, считаться избранным и замещать в силу одного и того же волеизъявления избирателей выборную публичную должность лишь однажды (не более одного раза). Следовательно, с момента замещения (получения) гражданином депутатского мандата он не может более состоять в соответствующем федеральном списке кандидатов и подлежит исключению из него. В противном случае было бы ущемлено пассивное избирательное право других кандидатов.

При этом КС РФ не ставит под сомнение право политической партии отступить от очередности расположения кандидатов в федеральном списке кандидатов, которое должно распространяться только на граждан, включенных в соответствующую очередь, и не может предполагать такого отступления в пользу граждан, которые из нее уже выбыли в связи с получением ими депутатских мандатов.

В постановлении КС РФ указано, что федеральному законодателю надлежит внести соответствующие изменения в правовое регулирование соответствующих отношений. Законы субъектов РФ, основанные на признанных не соответствующими Конституции РФ положениях, либо воспроизводящих их, также должны быть отменены или изменены.

Елена Могилевская - юрист

автор статьи - юрист

Елена Могилевская

Рейтинг: рейтинг юриста на сайте 'Виртуал-юрист'

Отзывов: +413/-1

Контакты юриста ►
Комментариев: 0
Вопросы юристам по теме
Вопросы на сайте
Статьи на сайте
Интервью на сайте
Новости на сайте
▲ Наверх
Поиск по сайту
X