Виртуальный юрист - правовая помощь онлайн, юрист

Юридическая консультация онлайн

Войти
Статьи

Компенсация проезда к месту отдыха работникам, работающим в районах крайнего Севера

Компенсация проезда к месту отдыха работникам, работающим в районах крайнего Севера
О порядке и условиях предоставления компенсации работников бюджетных и внебюджетных организаций

Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ) устанавливает право граждан, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях получать компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

В соответствии со ст. 325 ТК РФ такие работники имеют право на компенсацию один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Данное право имеют как работники, работающие в бюджетных организациях, так и работники, работающие в организациях, не относящихся к бюджетной сфере – к таким можно отнести все возможные формы организаций, в т.ч. общества с ограниченной ответственностью (ООО), открытые и закрытые акционерные общества (ОАО и ЗАО) и некоммерческие организации. Значение имеет лишь факт работы у работодателя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством Российской Федерации.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Таким образом, в зависимости от категории работодателя определено – кем должен быть установлен порядок компенсации вышеуказанных расходов (относящихся к бюджетной либо внебюджетной сфере).

Что касается работников бюджетной сферы – на практике проблем, как правило, не возникает, однако у работников, работающих у работодателей внебюджетной сферы, часто возникают вопросы – кто, в каком размере и при каких условиях должен выплачивать им компенсацию проезда к месту отдыха и обратно.

По смыслу ст. 325 ТК РФ сам работодатель внебюджетной сферы обязан установить в коллективном договоре, локальном нормативном акте либо в трудовом договоре с конкретным работником размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. Данная норма не противоречит Конституции РФ, что отражено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 2-П. Как отметил Конституционный суд размер, условия и порядок такой компенсации должны соответствовать её целевому назначению. Однако именно работодателю принадлежит право устанавливать такие размер, условия и порядок. Работник может согласиться с эти или не согласиться - путём подписания трудового договора или не подписания трудового договора, т.е. работник вправе решить – работать или нет у такого работодателя.

Конечно, размер, условия и порядок компенсации работников бюджетной и внебюджетной сферы могут отличаться. Это может приводить к различиям в объеме дополнительных гарантий по реализации прав на отдых и на охрану здоровья при работе в неблагоприятных природно-климатических условиях. Однако, как отмечено в указанном постановлении Конституционного Суда РФ, различия должны быть оправданными, обоснованными и соразмерными конституционно значимым целям, а именно - гарантировать работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления. Хотя немаловажное значение имеют и экономические возможности работодателя, который в действительности не связан никакими минимальными требованиями в отношении установления размера и условия предоставлении компенсации.

Назначение компенсации - гарантировать работникам возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления. Именно этим критерием и должны руководствоваться работодатели при установлении размеров, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

Предусмотренная ст. 325 ТК РФ выплата – компенсация проезда - является целевой и не суммируется в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. Таким образом, устанавливается условие об обязательной своевременности использования работником своего права на оплату проезда за счет средств работодателя.

При этом устанавливается периодичность предоставления данной выплаты — 1 раз в 2 года.

Рассмотрим порядок и условия предоставления компенсации на примере работников федеральных органов государственной власти (государственных органов) и федеральных казенных учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и членов их семей, в отношении которых действуют Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 455):

Право на компенсацию расходов за первый и второй годы работы возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы.

В дальнейшем у работника возникает право на компенсацию расходов за третий и четвёртый годы непрерывной работы в конкретном учреждении - начиная с третьего года работы, за пятый и шестой годы - начиная с пятого года работы и т.д.

Право на оплату стоимости проезда и провоза багажа у членов семьи работника организации возникает одновременно с возникновением такого права у работника организации.

Возможно ли получить такую компенсацию в одном году за разные двухгодичные периоды?

Да, работник вправе рассчитывать на оплату проезда в одном и том же году, но в разные двухгодичные периоды.

Но если работник работает в организации, не относящейся к бюджетной сфере, то порядок и условия предоставления компенсации могут быть иными в зависимости от того, что прописано в локальном акте организации (коллективном договоре) или трудовом договор – например, могут быть иные правила расчёта 2-летних периодов, в течение которых работник должен воспользоваться своим правом на оплату проезда. Но нередко внебюджетные организации применяют порядок и условия предоставления компенсации, аналогичный установленному для работников бюджетной сферы. И в таком случае работники тоже могут воспользоваться своим правом в одном календарном году, но в разных двухлетних периодах.

Елена Могилевская - юрист

автор статьи - юрист

Елена Могилевская

Рейтинг: рейтинг юриста на сайте 'Виртуал-юрист'

Отзывов: +413/-1

Контакты юриста ►
Комментариев: 0
Вопросы на сайте
Статьи на сайте
Интервью на сайте
Новости на сайте
▲ Наверх
Поиск по сайту
X