Виртуальный юрист - правовая помощь онлайн, юрист

Юридическая консультация онлайн

Войти
Статьи

Регионы вправе сами решать - кому установить льготу по транспортному налогу

Регионы вправе сами решать - кому установить льготу по транспортному налогу
Конституционный Суд РФ подтвердил право регионального законодателя регулировать льготы пенсионерам на транспортный налог

29 октября 2013 года было рассмотрено дело о проверке конституционности пункта 2 статьи 4 Закона Челябинской области «О транспортном налоге». Поводом к рассмотрению дела явился запрос Законодательного Собрания Челябинской области.

До 1 января 2009 года пенсионеры и многодетные семьи в Челябинской области пользовались льготой при уплате транспортного налога вне зависимости от того, какая мощность у принадлежащих им автомобилей.

С 1 января 2009 г. установленные пунктом 2 статьи 4 Закона Челябинской области «О транспортном налоге» льготы для пенсионеров и многодетных семей при уплате транспортного налога стали распространяться лишь на собственников автомобилей мощностью до 150 лошадиных сил: владельцы таких автомобилей уплачивают налог по ставке 1 рубль.

Это нововведение было оспорено челябинской пенсионеркой в суде, исходившем из того, что региональный законодатель отказался от ранее принятых на себя обязательств по обеспечению социальной поддержки населения, а ограничение права на налоговую льготу не сопровождалось сохранением достигнутого уровня социальной защиты пенсионеров.

Однако, по мнению Законодательного Собрания Челябинской области такая позиция суда не верная - транспортный налог является региональным налогом, а значит, региональный законодатель вправе сам определять его ставку, порядок и сроки уплаты, а также устанавливать или отменять налоговые льготы. Поэтому Заявитель (Законодательное Собрание Челябинской области) считает пункт 2 статьи 4 Закона Челябинской области «О транспортном налоге» соответствующим Конституции РФ.

Конституционный суд неоднократно рассматривал вопросы, связанные с налоговыми льготами, - рассказал судья-докладчик КС РФ Сергей Казанцев, - и неоднократно отмечал, что их предоставление не является обязанностью законодателя. Мы подвергли сомнению логику Уставного суда, который посчитал новую норму нарушением прав граждан. Согласно Налоговому кодексу. То есть законодатель вправе проводить такую налоговую политику, которую считает справедливой и способствующей достижению конституционно значимых целей, то есть как устанавливать льготы, так и отменять их.

Позиция Суда Конституционного Суда по данному вопросу следующая:

Согласно Налоговому кодексу РФ транспортный налог является региональным налогом. Законодатель субъекта сам определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Конституционный Суд неоднократно указывал, что законодатель вправе проводить налоговую политику, ориентированную на достижение конституционно значимых целей.

Закон Челябинской области о транспортном налоге для отдельных категорий граждан и организаций предусматривает налоговые льготы как в виде освобождения от уплаты транспортного налога, так и в виде пониженной налоговой ставки. В частности, пониженная налоговая ставка при уплате транспортного налога установлена для пенсионеров.

Последующие изменения в условия предоставления пенсионерам ранее установленной для них льготы были внесены в закон с целью усиления адресности получения льготы.

Осуществленное законодателем Челябинской области в пределах его дискреционных полномочий изменение правового регулирования отношений по льготному налогообложению не может расцениваться как снижающее конституционно обусловленный уровень социальной защиты пенсионеров и нарушающее их имущественные права.

Таким образом, оспариваемая норма не может рассматриваться как нарушающая предписание Конституции РФ о законном установлении налогов и сборов и не противоречит Конституции РФ.

Пункт 2 статьи 4 Закона Челябинской области «О транспортном налоге» как не утрачивающий юридическую силу и действующий, подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами.

Конституционный суд неоднократно рассматривал вопросы, связанные с налоговыми льготами, - рассказал судья-докладчик КС РФ Сергей Казанцев, - и неоднократно отмечал, что их предоставление не является обязанностью законодателя. Мы подвергли сомнению логику Уставного суда, который посчитал новую норму нарушением прав граждан. Согласно Налоговому кодексу РФ транспортный налог является региональным налогом. Законодатель сам определяет его ставку, порядок и сроки уплаты, а также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. То есть законодатель вправе проводить такую налоговую политику, которую считает справедливой и способствующей достижению конституционно значимых целей, то есть как устанавливать льготы, так и отменять их.

Елена Могилевская - юрист

автор статьи - юрист

Елена Могилевская

Рейтинг: рейтинг юриста на сайте 'Виртуал-юрист'

Отзывов: +412/-1

Контакты юриста ►
Комментариев: 1

Что касается льгот, так это дело только региональное. Ну как можно устанавливать такие льготы централизовано? Регионы сами знают своих героев!

Вопросы на сайте
Статьи на сайте
Интервью на сайте
Новости на сайте
▲ Наверх
Поиск по сайту
X