Виртуальный юрист - правовая помощь онлайн, юрист

Юридическая консультация онлайн

Войти
Статьи

Не служившие в армии смогут поступать на госслужбу

Не служившие в армии смогут поступать на госслужбу
Конституционный суд РФ признал незаконным бессрочный запрет на госслужбу для граждан, не прошедших службу в армии

Конституционный суд РФ признал незаконным бессрочный запрет на госслужбу для граждан, не прошедших службу в армии.

30 октября 2014 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 2 июля 2013 г. №170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву». Поводом для рассмотрения дела стал запрос Парламента Чеченской Республики.

Принятые в 2013 году поправки в законодательство о государственной службе ограничивают доступ к ней для тех, кто не прошел воинскую службу по призыву без законных на то оснований (таких, в частности, как получение образования или состояние здоровья). Действие нормы фактически распространяется как на тех, кто только поступает на госслужбу, так и на действующих чиновников. Вместе с тем, на территории Чеченской Республики на протяжении длительного времени призыв не проводился, а в последующие годы призывалась сравнительно небольшая доля от числа молодых людей, обязанных проходить военную службу. С учетом этих обстоятельств, Парламент Чеченской Республики обратился с запросом в КС РФ.

Представитель парламента Чечни Хамзат Дадаев, представлявший заявителя, сделал упор не на волеизъявление призывников, которые хотят или не хотят служить в армии, а на общей неконституционности подхода федерального законодателя к повышению престижа службы в армии. Он подчеркнул тот факт, что даже преступники после снятия или погашения судимости получают право занимать государственные должности, в то время как для не служивших в армии запрет фактически налагается пожизненно.

Статья 47 УК РФ предусматривает как дополнительную меру наказания запрет занимать определенные должности на срок до двадцати лет в особых случаях, - отметил Дадаев. - Однако в законе о государственной гражданской службе этот срок не определен, то есть запрет действует бессрочно.

Такое противоречие, по его мнению, влечет за собой нарушение целого ряда статей Конституции РФ, в том числе гарантированное ею равенство граждан перед законом и судом, а также принцип верховенства судебной власти. Как пояснил Дадаев, решение об уклонении от военной службы принимает призывная комиссия военного комиссариата, тем самым подменяя собой функции суда.

Заявитель считает, что оспариваемое положение нарушает принципы свободы труда и равного доступа к государственной службе, отменяет и умаляет права человека и гражданина.

Представители Совета Федерации и Госдумы как сторон, принявших и подписавших оспариваемый акт, в свою очередь настаивали на том, что государство имеет право предъявлять особые репутационные требования к гражданам, желающим занимать государственные должности. Служба в армии в этом случае может рассматриваться как свидетельство определенных гражданских качеств и ответственное отношение к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества.

В постановлении Конституционного суда РФ, по сути, оказались учтены позиции обеих сторон.

Оспоренный пункт признан соответствующим Конституции РФ – прохождение военной службы по призыву вполне обоснованно может рассматриваться как особое репутационное требование для госслужащего.

В то же время, оспариваемая норма не устанавливает срока, в течение которого не служившие по призыву не могут приниматься на госслужбу. А такой бессрочный запрет, по решению КС РФ, как ограничительная мера оказывается более суровым, нежели аналогичные меры, применяемые к правонарушителям.

Так, за административный проступок чиновник может быть дисквалифицирован не более чем на 3 года, а приговором суда по уголовному делу доступ на госслужбу может быть закрыт, как правило, не более чем на 5 лет. Даже лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, вправе претендовать на должности госслужбы после снятия судимости или ее погашения. Таким образом, оспариваемая норма фактически приобретает характер бессрочного запрета. Тем самым она не согласуется с конституционными требованиями согласованности, разумности и справедливости, а также соразмерности ограничений прав и свобод. Поэтому в этой части она не соответствует Конституции Российской Федерации

Федеральному законодателю надлежит внести соответствующие изменения, которые бы исключили возможность несоразмерного ограничения прав граждан.

Неявка по повесткам военкомата является административным правонарушением, а уклонение от военной службы – уголовным преступлением. Между тем, согласно оспариваемому положению, не отслужившим без уважительной причины может быть признан и тот гражданин, который не привлекался к ответственности за подобные деяния. Кроме того, закон не обязывает призывную комиссию принимать во внимание причины, по которым молодой человек не исполнил воинский долг. Тем самым, не предусмотрена ситуация, когда непрохождение военной службы обусловлено объективными обстоятельствами (в частности, если на соответствующей территории призыв не проводился). Согласно Постановлению Конституционного Суда, отныне призывная комиссия обязана всесторонне изучать вопрос и принимать во внимание весь комплекс причин, в силу которых гражданин не смог исполнить свой воинский долг. Ее решение может быть обжаловано в судебном порядке, при этом суд также обязан учесть все обстоятельства дела.

Елена Могилевская - юрист

автор статьи - юрист

Елена Могилевская

Рейтинг: рейтинг юриста на сайте 'Виртуал-юрист'

Отзывов: +368/-1

Страница юриста ►
Комментариев: 0
Вопросы юристам по теме
Вопросы на сайте
Статьи на сайте
Интервью на сайте
Новости на сайте
▲ Наверх
Поиск по сайту
X