Виртуальный юрист - правовая помощь онлайн, юрист

Юридическая консультация онлайн

Войти
Статьи

Законен ли режим самоизоляции, – что думает об этом Брянский суд

Законен ли режим самоизоляции, – что думает об этом Брянский суд
Режим повышенной готовности в регионах введен уже в марте, гражданам из-за коронавируса запретили выходить из дома без особых причин

В регионах граждане стали подавать иски о признании незаконным введение региональными властями режима самоизоляции. Один из таких исков был подан в Брянской области. Также обратились в суд с коллективным иском и жители Санкт-Петербурга.

Брянский областной суд уже отказал в удовлетворении административного иска о признании незаконной нормы постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 г. № 106-п "О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области".

Таким образом, суд решил, что режим самоизоляции, установленный областным правительством в связи с угрозой распространения коронавируса, вполне законный. Но это решение суда еще может быт обжаловано, а значит, не исключено, что позиция вышестоящих судов окажется иной.

Обжалуемое постановление Правительства вводит режим самоизоляции, при котором гражданам запрещено покидать место жительства за исключением некоторых ситуаций – выход на работу, к врачу, в ближайший магазин, вынести мусор и выгулять собаку вблизи жилища.

Запреты касаются всех граждан, а не только прибывших из-за границы, заболевших и контактирующих с заболевшим коронавирусной инфекцией.

Что думали граждане и почему Брянский суд с ними не согласен

Заявители, пытаясь обжаловать региональный нормативный акт, указали, что региональные органы власти (Правительство и Губернатор) превысили свои полномочия, т.к. по их мнению введение режима самоизоляции нарушает конституционное право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, при том, что на территории Брянской области отсутствует режим карантина и не введено чрезвычайное или военное положение.

Напомню, о праве граждан на свободу передвижения говорит ст. 27 Конституции РФ. Но существует еще и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

И Брянский областной суд решил, что раз уж региональные органы власти в силу федерального закона наделены полномочиями вводить режим повышенной готовности и ограничения в связи с этим, то такие вводимые региональные ограничения и есть ограничения, вводимые федеральным законом. Суд фактически приравнял ограничения, установленные региональными властями, к ограничениям, которые могут вводиться федеральным законом.

При этом суд отметил, что Федеральным законом от 01.04.2020 г. N 98-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". И согласно этим изменениям региональные органы власти вправе вводить режим повышенной готовности или ЧС и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Что не так с аргументами суда?

Решение суда должно быть обоснованным. Но в обосновании позиции суда усматриваются некоторые нелогичные моменты.

Суд не дал оценку тому обстоятельству, что Брянским Правительством постановление издано до введения таких изменения в федеральный закон и наделения регионов указанными полномочиями.

Также суд не указал, каким именно образом несоблюдение режима самоизоляции здоровыми гражданами нарушит интересы других граждан, поскольку для значительной доли граждан выход из дома все же разрешен (в том числе на работу, которая зачастую находится на значительном расстоянии от дома).

Относительно сложившейся ситуации с режимом самоизоляции можно услышать разное мнение. Немало специалистов высказываются о том, что введенные ограничения трудно считать соразмерными и целесообразными, и я с ними согласна.

Конституцией РФ установлен принцип равенства прав граждан перед законом и судом (статья 19) и гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. А установление запрета на выход из дома для неработающих граждан (за исключением указанных причин для выхода) и разрешение выходить из дома тем, кто работает, ставит в неравное положение граждан в зависимости от того, состоят ли они в трудовых отношениях или нет.

Органы власти могли бы просто принять обязательные правила поведения для граждан, - именно правила поведения (соблюдать дистанцию, носить маски в магазинах и других помещениях и т.д.), но не устанавливать запреты, которые ставят граждан в неравное положение, особенно если учесть, что напрямую федеральным законом ограничение на выход из дома и нахождение в магазине, который дальше, чем самый ближайший к дому, не установлены.

Так могут ли региональные органы власти, установив режим повышенной готовности или ЧС, ввести ограничение свободы передвижения граждан?

Как сказано выше, это право может ограничиваться федеральным законом для достижения указанных в ст. 55 п. 3 Конституции РФ целей – для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При этом запреты (ограничения) должны быть сформулированы в федеральном законе достаточно четко и недвусмысленно, чтобы было понятно, какие права, с какой целью и в каких пределах ограничены. Федеральный законодатель не может передать регионам свое право вводить такие запреты и ограничения, т.к. Конституцией ясно указано, что право может быть ограничено именно федеральным законом.

Чем отличается от меня продавец, который приедет ко мне с доставкой продуктов на дом? Почему он может пойти/поехать на работу, а я не могу дойти до нужного мне магазина, а не до ближайшего или даже просто подышать на улице воздухом перед сном? Почему я не могу ходить в тот магазин, в котором привыкла покупать свежие продукты высокого качества, а должна ходить только в ближайший к дому? Эти вопросы возникают у многих. И поводом для них стал тот неоднозначный подход к введению режима самоизоляции, то неравное положение, в котором оказались граждане.

Как действовать гражданам в сложившейся ситуации?

Соблюдать закон.

Если с больными коронавирусной инфекцией, а также прибывшими из-за границы и контактирующими с больными все однозначно понятно – они не вправе нарушать режим самоизоляции, то относительно тех, кто не является больным/контактным, есть большие вопросы.

Но до тех пор, пока региональные нормы, устанавливающие ограничения для граждан, которые не больны коронавирусом и не контактировали с больными, не отменены, они считаются действующими, а значит, законными будут считаться и штрафы за их нарушение.

Гражданам остается только соблюдать установленные нормы, а если не согласны – обжаловать в судебном порядке.

Ваш юрист Елена Могилевская

Елена Могилевская - юрист

автор статьи - юрист

Елена Могилевская

Рейтинг: рейтинг юриста на сайте 'Виртуал-юрист'

Отзывов: +412/-1

Контакты юриста ►
Комментариев: 0
Вопросы на сайте
Статьи на сайте
Интервью на сайте
Новости на сайте
▲ Наверх
Поиск по сайту
X