Виртуальный юрист - правовая помощь онлайн, юрист

Юридическая консультация онлайн

Войти
Статьи

Самозанятый и работа по найму одновременно – какие есть ограничения

Самозанятый и работа по найму одновременно – какие есть ограничения
Запрета для самозанятых работать по найму в законе нет, но есть некоторые нюансы, которые важно знать, чтобы избежать проблем с ФНС

Обязан ли человек, решивший зарегистрироваться самозанятым, уволиться с работы, где он трудится по найму? Этот вопрос один из распространенных на тему самозанятости. Про самозанятых вообще есть много мифов, и один из них как раз про то, что самозанятым нельзя работать по найму.

Давайте разберемся, что говорит закон – кто может быть самозанятым, а кто не может.

Итак, если у вас есть постоянное место работы, где с вами заключен трудовой договор, и вы не собираетесь увольняться с этого места, но хотите еще «поработать на себя» в свободное от работы время, то вы имеете на это право. Да, вы вправе продолжать работать по найму и одновременно с этим зарегистрироваться самозанятым.

Закон устанавливает некоторые ограничения для самозанятых, например, им нельзя нанимать людей на работу. Но при этом сам самозанятый работать где-то по найму вполне может - тут в законе ограничений нет.

Но есть один важный момент, из-за которого и родился этот миф про невозможность работы самозанятым по найму одновременно.

В чем суть проблемы?

Некоторые работодатели, чтобы экономить на уплате налогов, страховых взносов в ПФР и ФСС, давно придумали такой ход – убедить работников оформить на себя ИП, но продолжать работать как-бы по найму на прежнем рабочем месте. В такой ситуации для самого работника вроде бы ничего не меняется – он также должен вовремя приходить на работу, выполнять свои прежние обязанности, но при этом он числится ИП, а не работником конкретной организации.

Разные проверки налоговиков и ПФР эти схемы раскрывали, работодателей привлекали к ответственности. Но желание работодателей снизить свои расходы вполне понятно. Поэтому, чтобы исключить подобные ситуации с самозанятыми, законодатель заранее прописал в законе, что если человек состоит с какой-то организацией в трудовых отношениях, он не может платить со своего дохода по трудовому договору налог на профессиональный доход (НПД) и не может одновременно работать по трудовому договору и оказывать той же организации (или ИП) свои услуги (пп. 1, 8 ч. 2 ст. 6 Закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

Получается, что работать по найму самозанятый человек может, но, вот в своих трудовых отношениях с работодателем использоваться плюсы нового налогового режима (низкую ставку налога) нельзя.

Пример:

Катя работает менеджером в компании по продажам вин – она хороший переводчик и участвует в переговорах с иностранными партнерами. Сейчас она решила еще заняться переводами для интернет-сайтов и зарегистрироваться для этого самозанятой. Вопрос – может ли она теперь расторгнут свой трудовой договор с компанией по продажам вин и заключить с этой же фирмой новый договор (например, договор оказания услуг), где она будет считаться не работником по трудовому договору, а исполнителем по гражданско-правовому договору?

Да, Катя может так поступить – расторгнуть трудовой договор и заключить гражданско-правовой, это её право, т.к. принудительный труд в России запрещен.

Но позволит ли Кате этот кульбит платить НПД с такого дохода, полученного от экс-работодателя? Нет, она не сможет использовать выгодную ставку налога, установленную для самозанятых, в отношении этого работодателя в течение 2 лет после увольнения от него. Более того, её бывший работодатель очень рискует – если ФНС обнаружит, что работодатель таким способом решил сэкономить на налогах, что Катя имеет у него прежнее рабочее место, прежние обязанности и лишь формально она стала самозанятой, оказывая услуги только лишь своему экс-работодателю, то ФНС сможет за эту схему наказать – начислит все неуплаченные налоги, взносы, штрафы, пени.

Такие попытки оптимизации расходов нередко печально заканчиваются для всех сторон. Раскрыть такие схемы несложно, а реализовывать их основательно, чтобы ФНС ничего не заподозрила, весьма сложная и дорогостоящая работа, что в итоге не приведет к экономии.

Да, работники порой соглашаются на такие схемы, но для них это невыгодно - в отличие от ИП, которые платят взносы в ПФР, у самозанятых не идет стаж для назначения пенсии, им не полагается отпуск, пособие по нетрудоспособности, разные компенсации, установленные Трудовым кодексом РФ.

Поэтому я не рекомендую использовать эту схему, т.к. она грозит проблемами как для работников, так и для работодателей.

Итак, зарегистрироваться самозанятым, а потом со своим бывшим работодателем заключить договор можно.

Но, во-первых, ближайшие два года после увольнения от такого работодателя с полученного от него дохода нельзя будет платить НПД по ставке 6% (т.е. нельзя сэкономить на налоге), а надо будет платить 13% с дохода.

И, во-вторых, если этот экс-работодатель будет единственным заказчиком новоиспеченного самозанятого, то ФНС может признать такие отношения трудовыми и доначислит все неуплаченные налоги, взносы, штрафы, пени.

Соответственно, у самозанятых, которые никак не взаимодействуют с бывшими или настоящими работодателями и не получают от них доход, вообще нет никаких проблем – с точки зрения закона и ФНС они чисты и могут платить НПД – 4% с поступлений от физлиц и 6% с поступлений от юрлиц и ИП.

Остались вопросы?

Пишите мне на электронную почту или звоните.

Ваш юрист Елена Могилевская

Елена Могилевская - юрист

автор статьи - юрист

Елена Могилевская

Рейтинг: рейтинг юриста на сайте 'Виртуал-юрист'

Отзывов: +412/-1

Контакты юриста ►
Комментариев: 0
Вопросы на сайте
Статьи на сайте
Интервью на сайте
Новости на сайте
▲ Наверх
Поиск по сайту
X