Виртуальный юрист - правовая помощь онлайн, юрист

Юридическая консультация онлайн

X
ВХОД
Это полезно знать ▼
Статьи

01 Июля 2013 г.

Как работодателю избежать штрафов из-за работников-мигрантов

Приём на работу иностранцев требует от работодателя соблюдения определённых установленных законом требований. О том, на что работодателю следует обратить внимание при приёме на работу иностранцев рассмотрим в данной статье

Приём на работу иностранцев требует от работодателя соблюдения определённых установленных законом требований. Нередко работодатели не умышленно, а просто из-за недопонимания важности некоторых нюансов в трудовых отношениях в мигрантами, несут большие финансовые потери в виде штрафов. О том, на что работодателю следует обратить внимание при приёме на работу иностранцев рассмотрим в данной статье.

В Интернете, в метро, на улице полно объявлений, призывающих обратиться за получением фальшивых разрешений на работу. В таком случае может оказаться, что работодатель будет уверен о наличии у работника-иностранца разрешения на работу, а в действительности оно может оказаться фальшивым. Однако проверяющие органы ФМС выявив у работодателя мигрантов с поддельными разрешениями, имеют право выписать штраф за допуск к работе без разрешения на работу. При этом суды не всегда на стороне «искренне не ведающих работодателей» - и выносят решения о законности штрафов в таких случаях, вменяя в вину работодателю то, что он не проявил должную степень заботливости и осмотрительности при найме иностранца и не проверил подлинность выданных разрешений.

Работодатель может проверить подлинность разрешения на работу мигранта на сайте ФМС по адресу: http://www.fms.gov.ru. Но только ответ на запрос о подлинности разрешения на работу, полученный из онлайн-сервиса, носит справочный характер. А для получения юридически значимой информации работодатель должен обратиться в территориальный орган ФМС.

Наряду с решениями о законности штрафов работодателей, у которых работают мигранты с поддельными разрешениями на работу суды выносят и решения, в которых указывается, что работодатель не обязан проверять действительность представленного ему разрешения, а обязан при приёме на работу иностранца удостовериться в его личности и наличии документов, разрешающих работу в РФ.

В связи с тем, что позиция судов по данному вопросу различна, работодателю с целью избежать проблем в виде штрафов лучше все-таки проверять актуальность и подлинность разрешения на работу потенциальных работников-иностранцев. Можно поступить следующим образом: предварительно проверить по онлайн-сервису ФМС, а затем работодатель (его представитель) лично принесёт в орган ФМС уведомление о найме, но прежде, чем его отдать, попросить проверить, действительно ли иностранец имеет это разрешение. Если установятся нарушения, то необходимо с мигрантом расторгнуть договор.

Однако если у иностранца работника имеется законное разрешение на работу работодателю для подстраховки желательно периодически проверять – действуют ли эти разрешения: иногда случается, что разрешения аннулируются, например, по причине непредставления мигрантов в установленный срок обязательных документов, подтверждающих отсутствие у него инфекционных заболеваний, а работодателю об этом не известно. Но при проверке такого работодателя могут оштрафовать на 250 000 рублей. Работодатель в судебном порядке может оспорить такой штраф – и суды на практике принимают сторону работодателя, если на момент приёма на работу мигрант имел действительное разрешение на работу. Чтобы избежать таких споров, работодатель может проверять разрешения работников-иностранцев на предмет их действительности.

Нередко безвизовые мигранты изначально самостоятельно оформляют себе разрешение на работу, в котором конкретный работодатель не указан, на срок 90 дней, затем трудоустраиваются. При трудоустройстве или смене работодателя мигрант в соответствии с п. 7.6 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закона № 115-ФЗ) должен в 7-дневный срок обратиться в ФМС и внести в разрешение на работу изменения. Важной деталью при этом является то, что обязанность поменять документ безвизового мигранта возложена на него самого, а его новый работодатель не виноват в том, что в разрешении указан прежний. При невыполнении обязанности мигранта по уведомлению ФМС об изменении работодателя и внесении соответствующих изменений в разрешение на работу проблемы у работодателя могут возникнуть лишь в том случае, если это касается визового мигранта. Поскольку в соответствии с подп. 2 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ разрешение на работу такому иностранцу выдаётся для работы в конкретной фирме и она сама занимается оформлением разрешения, будучи обязанной обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу. Данный вывод подтверждается и в Постановлении Президиума ВАС от 19.05.2009 N 17066/08.

Итак, работодателю, принявшему на работу мигранта, который до этого уже работал в России у другого работодателя, чтобы избежать возможных споров и штрафов можно посоветовать отправить такого работника в ФМС для внесения соответствующих изменений в разрешение на работу и проконтролировать – выполнил ли работник свою обязанность.

В разрешении на работу мигранта в графе «Вид деятельности» указывается специальность, по которой мигрант имеет право работать. При этом выполнение визовым иностранцем иной работы, помимо указано в разрешение приравнивается к работе без разрешения на работу. Значит, визовый мигрант имеет право работать только по той специальности, которая указана в разрешении на работу.

А вот в отношении безвизовых мигрантов ситуация неоднозначная: с одной стороны в отношении безвизовых мигрантов прямой запрет на работу по иной специальности, помимо указанной в разрешении на работу, не установлен; с другой стороны – учитывая, что разрешение на работу выдаётся с учётом квоты, установленной Правительством на календарный год с распределением по регионам, возможно, ФМС не выдала бы разрешение на вид деятельности, которым фактически занимается иностранец. Суды в таком случае, в т.ч. Верховный суд РФ, как правило, на стороне ФМС, правомерно штрафующей работодателей, мотивируя свои выводы тем, что вид разрешённой деятельности - одна из обязательных составляющих выдаваемого мигранту разрешения.

Таким образом, работодателю необходимо проверять у иностранного работника не только наличие разрешения на работу, но и конкретно вид разрешённой деятельности, и избегать приёма иностранцев по иной специальности.

В соответствии с п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ мигрантам запрещено работать за пределами субъекта РФ, в котором выдано разрешение на работу. Применение к работодателю штрафных санкций по ч. 1 ст. 18.15 КоАП в этом случае признается правомерным, что подтверждается соответствующими решениями судов.

Однако интересна ситуация с временно проживающими иностранцами: в отношении них п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ установлен запрет на работу вне пределов субъекта РФ, на территории которого им разрешено временное проживание. Но поскольку таким иностранцам не требуется разрешение на работу, так получается, что ни в отношении них, ни в отношении их работодателей не установлены меры ответственность за то, что такой мигрант работает за пределами региона, в котором он имеет право проживать.

Кроме того, Приказом Минздравсоцразвития от 28.07.2010 N 564н утвержден перечень профессий и должностей (далее – Перечень), по которым мигрантам с разрешением на работу разрешено трудиться в другом регионе, в т.ч. профессии: асфальтобетонщик, дорожный рабочий, водитель, экспедитор, матрос, проводник, артист, инженер, рыбак и др. Данный Перечень закрытый – т.е. распространяется только на указанные специальности, не подлежит произвольному расширительному толкованию. Нарушение установленных в Перечне правил работы мигранта за пределами региона, на который распространяется выданное разрешение на работу, влечёт наложение штрафа на работодателя:

- запрещено направлять мигранта в командировку в другой регион по профессии, не указанной в данном Перечне,

- мигранту запрещено выполнять работу в другом регионе по специальности, включенной в данный Перечень, но не указанной в его разрешении на работу.

Таким образом, работодателю, чтобы законно направить мигранта для выполнения работы в другой регион, важно учитывать необходимость наличия двух факторов: в разрешении на работу должна быть указана специальность, по которой такой мигрант будет работать за пределами региона, в котором выдано разрешение + эта специальность должна содержаться в указанном выше Перечне. В противном случае штрафа, если ФМС обнаружит таких работников, работодателю не избежать.

Указанным Перечнем устанавливаются допустимые сроки работы для временно пребывающего мигранта за пределами региона, в котором ему выдано разрешение на работу по профессии, указанной в Перечне:

- 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку,

- 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

Дли мигрантов, имеющих право работать в России без разрешения на работу – временно проживающих на территории России иностранцев – установлены иные сроки:

такие иностранцы вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание в случае выполнения ими работ по указанным в Перечне профессиям и должностям:

- 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев при направлении в служебную командировку;

- 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

Иностранные высококвалифицированные специалисты вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание):

- 30 календарных дней ежегодно, в течение периода действия разрешения на работу, при направлении в служебную командировку;

- без ограничения срока, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

Итак, при приме на работу мигрантов работодатель должен учитывать множество нюансов, в противном случае величина штрафов за нарушение законодательства в сфере миграционного учёта иностранных работников может привести к существенным финансовым потерям.

автор статьи - юрист

Елена Могилевская

Рейтинг:

Отзывов: +343/-1

Страница юриста ►
Комментариев: 0
Материалы по теме
Вопросы на сайте
Статьи на сайте
Интервью на сайте
Новости на сайте
▲ Наверх
X

Логин

Пароль

Юридическая помощь
Напишите свой вопрос здесь
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Консультация