Виртуальный юрист - правовая помощь онлайн, юрист

Юридическая консультация онлайн

Войти
Новости

Сельхозземли - что будет с ними?

Сельхозземли - что будет с ними? -  Новости, Виртуал-юрист
Оборот земель сельхозназначения претерпит концептуальные изменения

Подготовленный минэкономразвития законопроект о переходе от деления земель на категории к территориальному планированию, уже одобренный в первом чтении Государственной думой, прямо отвечает на этот вопрос.

Есть некоторая интрига в том, что данный документ разрабатывался во исполнение поручений президента РФ по итогам Государственного совета РФ по земельным вопросам - видимо, проблема действительно вышла на уровень стратегического значения.

Экспертное сообщество видит в законопроекте ни больше - ни меньше, краеугольный камень в деле наведения порядка с использованием сельхозугодий. В противовес мнению аграриев, критикующих законопроект, специалисты в сфере земельного права убеждены, что наконец-то у этого вида земель появится защита, тогда как сейчас ее просто не существует.

Дело в том, что категории, - а всего их семь, - отражают целевое назначение земли: «земли населенных пунктов», «промышленности», «сельского хозяйства», «особо охраняемые природные территории» и так далее. Но категория – это общее понятие, а все, что можно делать на земле, определяется видами разрешенного использования. Так вот, на сегодняшний день таковых существует… около двух тысяч (!). В этом-то и заложена база для коррупции. Ведь до последнего времени каждый муниципалитет самостоятельно устанавливал виды разрешенного использования, и делал это, не будучи формально ни чем не ограничен. Стоит ли удивляться тому, что то там, то здесь вдруг оказывалось, что дачное строительство, например, можно вести и в населенных пунктах, и на землях промышленности, и даже на особо охраняемых природных территориях? И тому, что вдруг на сельхозземлях появляется не очень экологичный заводик по производству цемента, например…

Вторая сторона медали заключается в том, что категории земли не предусматривают комплексное развитие территорий. Сегодня здесь сельхозземли, завтра – они же земли поселений, а потом - промышленности. Основная новелла авторов законопроекта состоит в изменении концептуальном изменении подходов в обороте земли. Они считают необходимым опираться на выделение территориальных зон, которые друг с другом не пересекаются и имеют четкий набор видов разрешенного использования земли. А вестись эта работа должна будет на базе «Классификатора видов разрешенного использования земель», который уже создан и вступил в силу.

Как утверждают в Министерстве экономического развития Российской Федерации, будущий закон ни в коем случае не предусматривает изъятия сельхозземель из сельскохозяйственного оборота. Могут быть лишь отдельные, исключительные, экстратрудные случаи, но и тогда на страже интересов аграриев будет стоять норма о сельскохозяйственном регламенте. Регламент будет определять, что и как можно делать на этой земле; сам по себе он устанавливает более сложную и ответственную процедуру оборота земель сельхозназначения. Говорят, что ни дачку, ни свечной заводик в таком режиме построить уже никто не сможет.

Вообще же если смотреть на ситуацию в целом, то можно сделать следующие заключение: для сельхозземель не так даже страшен коррупционер-чиновник, как то, что используются они нерачительно. За последние 10 лет под застройку отошло менее 10 процентов всех земель сельхозназначения. А вот выпало их из оборота гораздо больше. Из-за неиспользования утратили свое качество тысячи гектар пашни. Очевидно, что для интенсификации оборота сельхозземель нужны два условия: четкая правовая процедура, теперь предусмотренная в законе N 171-ФЗ, а также экономическая целесообразность, выгода.

Теперь несколько слов о сельскохозяйственном регламенте. Предусматривается, что на федеральном уровне Министерством сельского хозяйства принимается типовой регламент. Регионы же на его базе составляют свои, с учетом местной специфики. Законодатели имеют в виду, что на всех уровнях к разработке регламентов должны быть подключены организации минсельхоза, научные и проектные учреждения – по тому же типу, как готовятся градостроительные регламенты.

Сельхозрегламенты должны исходить из комплекса факторов. Будет неправильно определять ценность сельхозугодий, например, исключительно по химическому составу почвы. Потому что не только черноземы, как на юге или юго-востоке Европейской России, могут иметь особую ценность. А если это технические культуры? Им вообще чернозем не нужен, они на нем сгорают. Лен, например, выращивают в Нечерноземье, при этом при правильной организации хозяйства он является весьма ценной культурой. Также, например, места выпаса скота - это крайне важные для сельского хозяйства территории. И хотя работа на местах предстоит большая, задел уже создан. Например, везде, в каждом муниципалитете(!) уже есть утвержденные схемы территориального планирования.

Комментариев: 0
Вопросы на сайте
Статьи на сайте
Новости на сайте
▲ Наверх
Поиск по сайту
X